Как сделать хороший сайт

Многие фирмы и организации разного профиля уже построили, строят или собираются строить собственное интернет-представительство в Глобальном Информационном Пространстве. Все понимают, что это важно и полезно для бизнеса, но многие очень смутно представляют, для чего нужен сайт и кому имеет смысл доверить его разработку и вывод в Интернет.

Есть и другие немаловажные вопросы — сколько может стоить подобный проект и имеет ли смысл вообще тратить на него средства, что разместить на сайте и что с ним предстоит делать потом, после сдачи проекта. В процессе выполнения десятка-другого заказов разного объема и сложности накопилась некоторая статистика, отражающая удачные и очень удачные находки и решения..., но не только их.

Собрались в «копилку опыта» также и ошибки, и заблуждения, свойственные как заказчику, так и исполнителю. Надеюсь, подготовленные на их основе рекомендации помогут потенциальным Заказчикам «интернет-зеркала» собственного бизнеса заполучить пусть и не идеальный, но вполне добротный и качественный сайт. Сайт, который можно будет с гордостью показывать партнерам и клиентам и ненавязчиво демонстрировать конкуренту — пусть «порадуется».

Решите, для чего вам нужен сайт

Цели создания сайта могут быть очень разными. От — «засветимся», до «переводим часть бизнеса в Интернет». Поэтому начинать надо с формулирования на бумаге цели создания сайта.

Например:

  • солидно представить фирму (организацию, проект) деловому сообществу;
  • представить товар и услуги;
  • отражать в Интернете жизнь компании и отрасли;
  • искать новых клиентов, партнеров;
  • получать заказы через сайт;
  • вести бизнес через сайт.

Быть может, у вас совсем другие цели — сформулируйте и запишите их.
Это поможет Вам правильно оценить трудозатраты, финансовые вложения, сроки работ по созданию сайта.

Сразу хочется предостеречь — если есть намерение развивать электронный бизнес, понадобятся очень серьезные разовые вложения (от $10000), и постоянная подпитка сайта (от $2000 каждый месяц). Поэтому советую — не прыгайте через голову. Создайте сначала информационный сайт, попробуйте сначала ярко «засветиться» в Интернете. А уж потом, вплетясь заметным узелком во Всемирную паутину, разворачивайте электронную коммерцию.

Если все-таки приходится поступать наоборот — займитесь тщательной разработкой бизнес-плана окупаемости проекта (очень трудно решаемая, скажу вам, задача).

Не делайте сайт самостоятельно

Для современных энергичных предпринимателей, руководителей, менеджеров с высшим образованием, виртуозно владеющих компьютерными технологиями, большим соблазном является самостоятельное изготовление сайта. Казалось бы, нет ничего сложного — штудируем главу «Веб-сайт за три минуты» в книге «Интернет-представительство для чайников», берем пару симпатичных картинок, свою фотографию, запускаем подходящую программу (веб-редактор) — немного терпения..., и сайт готов. А результат? — Он предсказуем — получится плохо. Откуда такая уверенность? — Объяснение простое: создание сайта — сложный процесс. Он требует немалых усилий даже от профессиональных специалистов (дизайнера, управляющего менеджера, программиста, верстальщика, контент-менеджера). Каждый занимается своим делом, и, уверяю вас, без работы они сидеть не будут. Впрочем, может быть, как раз лично у вас имеются все эти таланты.... Но тогда вы уже руководите агентством по разработке веб-дизайна.

Продумайте разделы и подразделы сайта. Нарисуйте «дерево сайта».

Вот чем действительно стоит заняться самому — продумать, что именно следует разместить на сайте. Никто другой эту работу хорошо не сделает. Кто лучше вас разбирается в вашем же бизнесе, знает ваших партнеров и клиентов, представляет особенности ваших товаров и услуг? — Никто. Поэтому именно вам придется решать: какие разделы будут выставлены на сайте, стоит ли выносить туда весь перечень услуг, на какой информации необходимо сконцентрировать внимание и т.д. и т.п. В общем, необходимо сформировать структуру сайта (его «дерево»). «Веточками» станут разделы сайта, а листьям — конкретные страницы. Дерево рисуют так, как оно растет — от корня, по стволу, к ветвям и листьям. Сначала обозначают самые крупные разделы, потом подразделы, потом конкретные страницы.

Чем же дерево сайта привлекательно? А вот чем.

1. Без него не обойтись при выстраивании логики навигации по сайту. А это очень важно для разработчика. Взглянув на изображенное вами раскидистое дерево, он быстрее выявит важные для него сведения — как должен быть проложен путь к информации, выложенной на сайте, куда должны отправлять интернет-путешественника щелчки на кнопках, элементах меню, картинках.

2. Окинув взглядом развесистое дерево, исполнитель сможет точнее подсчитать стоимость основных этапов работы, а заказчик увидит, на каких ветвях собираются наиболее «увесистые плоды».

3. По мере «роста» дерева заказчик сможет ставить на его стволе и ветвях «зарубки ножичком» («Cделано!»). И заказчику и исполнителю дерево поможет контролировать и корректировать ход разработки сайта.

Напишите техническое задание

А форма? — Да, любая. Было бы обеим сторонам понятно, о чем идет речь.
Необходимо оформить свое представление о сайте документально. Это Техническое задание (далее — ТЗ) должно регламентировать все отношения заказчика и исполнителя. В ТЗ должны содержаться требования по дизайну, навигации, способам представления информации, срокам и объемам работ каждого этапа. Четко сформулированное ТЗ поможет избежать конфликтов «непонимания» между исполнителем и заказчиком. — «Я просил, чтобы было все легко и красиво, а Вы мне тракторных гаек насовали и уверяете, что это гениально...». Или, с другой стороны, — «Просили разместить на сайте две странички, а принесли 200 листов рукописи на арабском».
Еще до того, как вы определились с веб-студией, которой будет доверено воплотить в HTML-кодах ваши сокровенные замыслы, необходимо подготовить части ТЗ, отражающие:

  • цель создания сайта;
  • дерево сайта;
  • примерные маршруты навигации по сайту;
  • описание пожеланий по дизайну сайта;
  • планы по взаимодействию с посетителями сайта посредством включения в него интерактивных элементов, таких как: анкеты, формы заказов, форумы, гостевые книги, доски объявлений и т.п.

Однако, не все удается сразу же в окончательном виде включить в ТЗ. Заказчик может и не догадываться о существующих способах воплощений его замыслов. Не страшно. Многие идеи по дизайну, навигации и способу представления информации предложит сам исполнитель. И это понятно — команда профессионалов прекрасно осведомлена о разнообразных приемах интернет-технологий. Поэтому, окончательный вариант ТЗ должен формироваться совместно. Рекомендую утвердить и подписать документ до начала конкретных работ по сайту.

Совместно с исполнителем разбейте работу на этапы, определите сроки их выполнения

Совместно с исполнителем скорректируйте ТЗ. Разбейте работу на этапы, определите сроки и стоимость работ по каждому этапу. Получится так называемый календарный план. И, пожалуйста — не срывайте по возможности договорные сроки. Тогда и от исполнителя можно будет уверенней потребовать того же.

При работе над дизайном — плотнее взаимодействуйте с дизайнером

Дизайн — это всегда результат компромисса между представлением дизайнера и вашим собственным. Проще всего — безгранично довериться дизайнеру, но не всегда удается уговорить себя на это. И тогда ищите с ним общий язык. Покажите ему сайты, которые вам нравятся и те, которые совсем не нравятся. Покажите ему логотип вашей фирмы, ваши рекламные материалы, визитки, буклеты, свой любимый галстук и терпеливо выслушайте все его претензии. Поиск общего языка с дизайнером — непростое, но необходимое занятие (раз уж не захотели безоговорочно довериться...).

В процессе работы не стесняйтесь высказывать дизайнеру свои замечания, но не слишком давите. Дизайнер — натура тонкая, обычно он берется за мышь, когда у него уже выработана (иногда выстрадана) концепция и она, при многочисленных добавках, может развалиться. Сколько раз приходится слышать бурчание недовольного дизайнера: «Еще одно ее замечание по дизайну — и можно все начинать заново».

Заказывайте такой сайт, который можно будет легко модифицировать

После утверждения заказа, как правило, идет верстка. Верстальщик «оживляет» макет: заставляет работать кнопки, меню, готовит место для текстов. На этом этапе важно, чтобы верстальщик сделал сайт, который можно будет корректировать, дополнять новыми разделами, страницами и убирать старые. Если предполагается, что материалы на сайте будут обновляться довольно часто, следует сказать об этом верстальщику и дизайнеру, потому как некоторые студии делают красивые сайты, добавить в которые страницу или раздел очень сложно. Пусть разработчики сайта продемонстрируют, как следует выкладывать новости на сайт, информацию по товарам, обновлять прайс-листы. Это подвигнет их сделать механизмы модификации проще. Даже если вам не придется работать с сайтом самостоятельно, будет понятно, чем занят веб-мастер фирмы или за что получает деньги поддерживающая сайт фирма.